Как выбрать дизайн рояля

Обзор стилей внешней отделки


        Дизайн рояля (декоративная внешняя оболочка корпуса) — это то, что, как говорится, бабушка надвое сказала. Фабриканты высокого класса (премиум) украшают корпус инструмента, чтобы дополнить и подчеркнуть его исключительность и превосходное качество. Изготовители же потребительского (низкобюджетного) сектора рынка создают дизайн для того, чтобы скрыть недостатки конструкции и музыкальную «никчёмность» внутренней сущности рояля. 


        Дизайнерская модель — это всегда  какая-то базовая (обычная модель), на которую «лепится» особая стилевая внешняя оболочка (за дополнительную цену). Таким образом, нельзя говорить однозначно о какой-либо связи внешнего вида инструмента с его качеством. В некоторых случаях (класс премиум) эта связь есть, в большинстве же случаев — нет.

        Обычный покупатель-буржуа, как правило, воспринимает фортепиано во-первых, как статусный интерьерный аксессуар (который ему понятен своей формой и цветом), и лишь во-вторых — как какой-то «музыкальный агрегат», который ему совершенно непонятен (или кажется, что — понятен, а на самом деле — нет). Из-за такой весьма печальной (для потребителя) ситуации дизайн превращается в некую «волшебную палочку», позволяющую управлять мозгами покупателя: «Жигули» вдруг превращается в сверкающий «псевдо-Бентли» (что, собственно, многих и устраивает). Некоторые скупо лавируют, пытаясь получить так называемое «оптимальное соотношение», которое часто в итоге оказывается «ни рыбой, ни мясом».

        Тем не менее, несмотря на все эти печальные обстоятельства материальных джунглей (в которых мы живём), человеку, нацеленному в будущее, необходимо осознать, что в рояле всё должно быть прекрасно — и душа (звук), и тело (дизайн), и мысли (конструкция). Ущербно как недопонимание музыкального качества в угоду «интерьерным завитушкам» (позиция дизайнера-ортодокса), так и аскетичное принесение в жертву дизайна ради «прекрасного звука» (позиция пианиста-ортодокса). Выбирая рояль, мы выбираем новую жизнь, и ценность её неизмеримо выше любых, даже самых дорогих, затрат.

Варианты внешней отделки

Виды шпона для отделки рояля натуральным деревом

       Говоря конкретнее собственно о дизайне, существуют три основных его вида, исторически сложившихся в производстве роялей за последние 150 лет:

        1. Стандартный дизайн (ар-деко)

        является, собственно, минималистской разновидностью стиля art déco 1910—30-х годов.

Это — прямые линии, лишь в немногих местах изогнутые в силу самой конструкции; отрицание всяческих устаревших (100 лет назад) завитушек и резного декора.

        В ХХ веке чёрные рояли этого стиля стали преобладающими по всему миру (в концертных залах и среде профессиональных пианистов), поэтому многие такой дизайн называют классическим (в современном обобщённом смысле). В современной России (в отличие от Европы и США) наблюдается повальное увлечение белым цветом и его оттенками: по непонятной причине именно «белый рояль» («Ах!») является неким «фетишем» с ореолом поклонения и восхищения; «фетишизация» при этом распространяется лишь на цвет, не принимая во внимание музыкальные качества инструмента (которые многим попросту непонятны).

        С традиционной точки зрения исторического соответствия рояль art déco, конечно же, представляется либо чёрным, либо в отделке шпоном натурального дерева; белая полировка — это новомодный синтетический суррогат (полиэфир), изобретённый сравнительно недавно.

        Более роскошная разновидность стандартного дизайна — это собственно стиль ар-деко (в широком смысле), который в наше время можно назвать уже универсальным: красиво звучащее в священных устах заграничного дизайнера слово  Art Decor!  может описывать практически любой интерьерный бред.

 


Стандартный дизайн ар-деко
Рояль ар-деко
Белый рояль ар-деко
«Русский» ар-деко

       2. Класси́к — классический дизайн

        — сформировался в течение XIX века и достиг своего апогея в эпоху наивысшего расцвета фортепианного искусства и максимального за всю историю масштаба производства роялей (1890—1913).

В смысле исторического соответствия стиль Классик  является наиболее подлинным отображением истинно классического рояля. Такие инструменты принадлежали, например, Чайковскому, Рахманинову, Скрябину,...

        Стиль характерен резными элементами старинного интерьера конца XIX века. 

Рояль классического дизайна
Рояль Классик

       Однако, некоторые сегодня считают этот стиль просто старомодным — похожим на выброшенный прабабушкин сервант  или прадедушкин бильярд; кроме того, в нём почти нет так милых сердцу «помпадуристых» завитушек, которые и являются (как думают некоторые) «настоящим признаком классики».

 

      Рояль дизайна Классик, выполненный в белом цвете, довольно востребован российскими заказчиками. Однако, с традиционной точки зрения такой вариант кажется неким современным интерьерным суррогатом, подобно пластиковому стаканчику вместо настоящей фарфоровой чашки. Знатоку и ценителю исторических традиций оригинальный (подлинный) классический рояль представляется либо чёрным, либо в отделке каким-нибудь натуральным деревом.

Белый рояль Классик
«Русский» Классик

      3. Рококо и вариации

      Так называемый стиль Людовика XV  рождён галантной эпохой во Франции (середина XVIII века), как подражание очень дорогим (тогда) экзотическим предметам из Поднебесной империи — Китая.

       Собственно, роялей в современном понимании ещё не было; старинные клавесины и клавикорды по дизайну повторяли мебель и интерьеры  рококо  того времени. В XIX веке, с появлением более совершенных фортепиано, дизайнеры вспомнили былую роскошь французского двора.

       Спрос на завитушки а-ля маркиза де Помпадур  вот уже более 150 лет поддерживается всё вновь появляющимися новыми буржуа, полагающими, что изогнутости и закруглённости — это «круто», а прямые угловатые «деревяшки» — это «фи». Собственно, в грубо материальном смысле так оно и есть, особенно если рассматривать рояль как статусную деталь в комплектации статусного же интерьера для господина Журдена.

        Варианты стиля различаются лишь степенью насыщения завитушками и типами отделки:

 


       Людовик XV (французское рококо) — роскошный интерьерный стиль эпохи предпоследнего французского короля и его фаворитки маркизы де Помпадур. В оригинале это, как правило, блёклые «пастельные» тона отделки, живопись в китайском стиле и большое количество резных «завитушек» с сусальным золотом. В России такой дизайн востребован обычно только в белом цвете и с золотой окантовочной «патиной»: ведь «рояль должен быть только белым и никаким больше!». Некоторые этот стиль считают почему-то «классикой»: вероятно, в смысле, обобщающем всё «старое» (с закруглённостями) в отличие от «нового» (прямоугольного).

 

Клавесин эпохи Louis XV рококо
Клавесин эпохи Людовика XV
Дизайн рококо Людовик 15
«Русский» Людовик XV

        Чиппендейл (английское рококо) — более лаконичный стиль эпохи королевы Анны, названный по имени лондонского краснодеревщика XVIII века Томаса Чиппендейла (не имевшего родственных связей с голливудскими бурундучками Чипом и Дейлом).

        Рояль chippendale — это простые изогнутые ножки а-ля «кабриоль» и темно-коричневый шпон отделки (как правило, орех). Россияне же обычно желают «белый чиппендейл», что с европейской точки зрения является неким смысловым диссонансом-нонсенсом (как, впрочем, и многое другое в России).

 


Ореховый рояль чиппендейл
Рояль чиппендейл
Белый рояль чиппендейл
«Русский» чиппендейл

      Другие, более редкие, стили дизайна

        Ренессанс — современное обобщённое толкование эклектичных типов дизайна, возникших в XIX веке как буржуазная стилизация аристократичной культуры европейского Возрождения (барокко). По сути, это роскошный резной интерьерный стиль XIX века.

        Названные по именам старинных мебельщиков разновидности этих старорежимных викторианских изысков (всяческие «буль», «бидермайер», «гамбс», «шератон» и проч., и проч.) сегодня призваны, как правило, создать определённый «бидермайер» в головах и кошельках заказчиков  счастливых обладателей элитных интерьеров.

Рояль дизайна Ренессанс
Рояль Ренессанс

Прозрачный рояль
Прозрачный рояль

         «Прозрачный» стиль — определённое «поветрие» модного дизайна 2000—2010-х. Рояль оформляется в прозрачный корпус из специального пластика (акрила), который некоторые называют стеклянным (хотя это не стекло) или хрустальным (хотя это не хрусталь).

         Такой инструмент, как правило, является декоративно-статусным атрибутом ведения бизнеса в некоторых сферах — отели, рестораны, шоу, торговые центры, выставки, подарки гламурным «звёздам», комплектация интерьеров и прочее.

         С точки зрения фортепианного искусства прозрачный рояль бессмысленен и звучит «попсово-пластмассово»: акриловый корпус ухудшает акустику и туше, снижает надёжность и срок службы, а также значительно увеличивает цену. Кроме того, при ближайшем рассмотрении прозрачность не так привлекательна, как кажется на первый взгляд: видны всяческие винты, болты, гайки, деревяшки и прочие «внутренние органы», — и всё это под толстым слоем, по сути, обычной пластмассы. Блестящий гламур оказывается лишь эффектной стекляшкой-побрякушкой для одурачивания музыкально-«диких» «туземцев»-потребителей, не знающих о ценности настоящего золота.

       Тем не менее, в развлекательных «попсовых» шоу, а также в случаях, когда требуется эффектное привлечение (и развлечение) праздношатающейся «гаджетовой» публики, прозрачный рояль (к тому же с подсветкой и самодвижущимися клавишами) — просто незаменим.

 

продолжение следует...

Читайте далее:

Рояль бесплатно (даром)

Рояль бесплатно

Пошаговая инструкция

Как выбрать рояль по качеству

Как выбрать рояль

по качеству

Как выбрать размер рояля

Как выбрать размер рояля

Концертный, салонный, кабинетный, мини


Как купить рояль

Как купить рояль

Лично или онлайн


Яндекс.Метрика